• От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения
  • ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ДОМИНАНТСЕПТАККОРД - для преподавателей детских музыкальных школ

    7. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ДОМИНАНТСЕПТАККОРД

    К работе над модуляциями мы еще будем здесь возвращаться. Но,  в любом случае, введение этого понятия у нас предшествовало изучению этапной темы «Доминантсептаккорд». Здесь уже говорилось о реально существующей разнице между «трезвучием в теоретическом виде» и «трезвучием в живой музыке». Сложившиеся на тот момент каноны прохождения темы «Доминантсептаккорд» еще больше препятствовали освоению этой темы и овладению практическими навыками в работе над аккомпанированием. Начнем опять с того, что канонизированный теоретический вид доминантсептаккорда с разрешением в тоническую терцию, очень часто прочно оседающий в сознании большинства учеников в виде песенного трафарета «У- у - ми – рал я – мщик», совершенно не пригоден в работе над аккомпанированием. Мы говорим ученикам, что Д 7 – основной аккорд в каденциях, но едва ли можно в живой музыке хоть один пример использования доминантсептаккорда в том виде, в каком он приводится в школьных пособиях.  Поэтому, также, как и при прохождении темы «Трезвучие», мы не ограничивались разучиванием песен, содержащих Д 7 в самом тесном виде, и, как можно быстрее знакомили учеников с особенностями регистрового и фактурного изложения этого аккорда в «живой музыке». Так же как и звуки трезвучия, - усваивали ученики, - отдельные звуки доминантсептаккорда могут быть перенесены на октаву или несколько октав вверх или вниз, удвоены или, даже, утроены. Квинтовый тон может быть опущен. Как и в трезвучиях, изучаем звуковую, ладовую окраску каждого тона Д7. Выводы о разрешении звуков этого диссонирующего аккорда ученики делают сами на основании слухового восприятия тяготений. Для облегчения решения задачи каждый тон Д7 поочередно помещается в мелодии (верхнем голосе). Выше уже говорилось о необходимости практического овладения средствами отклонений и модуляций. Ввиду того, что Д7 в основном виде мало пригоден для внутритональных отклонений, а тема «Обращения Д7» по программе относится к разделу 6 класса, мы несколько изменили методы изучения этой темы. Прежде всего, мы несколько расширили и сделали более общим само понятие «Доминантсептаккорд». Сразу после теоретического обобщения этого звукового комплекса на основе выученных песен, после практических экспериментов на инструменте и здравого размышления, мы с учениками приходим к выводу, что выразительные возможности нового изучаемого аккорда могут меняться, если его отдельные звуки переносятся на октаву или несколько октав вверх или вниз. В мелодии при разрешении Д7 в тоническое трезвучие может быть не только трафаретный ход 1У – 111, но и мелодические ходы с разрешением терцового (У11 высокая)  и квинтового (11 ст.) тонов. Общая окраска Д7 меняется очень незначительно, если опущен квинтовый тон. Вместо него основной тон может быть удвоен. Тогда в мелодии возможен еще очень выразительный, на наш взгляд, вариант разрешения с оставлением общего звука (У ст.) на месте. Но самым главным признаком, от которого зависят выразительные особенности и то, связанное с ними, место, которое Д7 может занимать  в форме, является функция басового звука.  Чтобы ускорить процесс овладения практическими навыками, мы обходили объяснение сложных и подчас пугающих детей названий обращений этого аккорда. Мы говорили, это, например, - доминантсептаккорд с основным тоном в басовом голосе, а это – с терцовым, квинтовым или, даже септимой.  Чем быстрее дети привыкнут к разным возможным расположениям звуков аккорда, чем прочнее они овладеют навыками мысленного  слухового переноса на октаву отдельных звуков, тем менее диковинными будут для них слова: «доминантсептаккорд  с терцовым тоном в басу (басе)». Для учеников должно быть объяснено название аккорда и его обозначение, но раз мы сразу вводим не теоретический, наиболее тесный по расположению звуков вид обращений Д7, по которому эти обращения получают свои названия, а более «свободный», то тем более целесообразным нам кажется отложить зазубривание  непростых терминов, а в 5-м классе ограничиться условными названиями, приведенными выше. Вместе с читателями хочется вспомнить, какие названия существуют в теории для обращений доминантсептаккорда. Первое обращение образуется при перенесении основного тона на октаву вверх. Септима между крайними звуками обращается в секунду между двумя верхними звуками. Первое обращение, как и второе, складывается из названий интервалов от баса до звуков секунды. В до – мажоре это интервалы си-фа и си-соль. Квинта и секста. Отсюда название квинтсекстаккорд и обозначение цифрами 5 внизу и 6 вверху. Во втором обращении терцовый тон переходит на октаву вверх. Секунда теперь в середине. И интервалы от баса – терция и кварта. Отсюда – терцквартаккорд. Цифры три – четыре. В последнем обращении секунда сама оказывается внизу. Отсюда и название секундаккорд и обозначение двойкой. Методическое изменение, связанное с названиями новых аккордов не было для нас самоцелью. Его необходимость возникла при гармонизации самых обычных, ходовых образцов сольфеджируемого на уроке материала. О «Вальсе»  (№396) мы уже говорили. Другой пример – песня советского композитора Ванно Мурадели «Едем мы, друзья» написанная в эпоху правления Никиты Хрущева и посвященная молодежи, поехавшей на освоение целинных земель в восточные районах страны. Эта песня  рекомендуется  А. В. Барабошкиной  при прохождении темы «Доминантсептаккорд». Мелодия песни содержит Д 7 в соль – миноре, который детям и «полагается» обнаружить. Здесь не нарушается общий принцип методики сольфеджио – выведение теоретических понятий из музыкального материала. Но при объяснении гармонических, аккордовых закономерностей иногда, кажется, что этот метод не является столь же универсальным. Затрагиваемый вопрос – тема для отдельного разговора. Здесь же лишь скажем, что совокупность выразительных возможностей того или иного аккорда не может быть сведена к мелодическому распеву его звуков в простейшем виде. Поэтому мы стараемся не ограничиваться разучиванием песен, содержащих движение по звукам того или иного аккорда, и избегаем того, чтобы такое разучивание превращалось в подгонку музыкального материала под схему школьного трафарета этого аккорда. Очень часто мелодии песен одни гармонические явления отражают более откровенно, а другие – в более скрытом виде. К таким песням относится, и «Едем мы, друзья». Помимо «лобового» доминантсептаккорда в мелодии (т.т.5 – 6) здесь есть движение по звукам соль-мажорного трезвучия (т.т. 9 – 10). Это и есть проявление гармонических явлений в более скрытом виде. Дело учителя – объяснить, что здесь – тоже доминантсептаккорд, но в другой функции – как средство кратковременного  отклонения в субдоминантовую тональность. Главным элементом этого отклонении является одноименная терция лада (в соль-миноре си-бекар), которая становится терцовым тоном доминантсептаккорда в новой тональности. Любая степень глубины знакомства с гармонией помогает лучше понять мелодические явления и, в конечном итоге, более осознанно сольфеджировать.

     

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения