Методическое пособие - АККОРДЫ И ИХ СВОЙСТВА. ТРЕЗВУЧИЯ

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения
  • 2. АККОРДЫ И ИХ СВОЙСТВА. ТРЕЗВУЧИЯ.

    Прежде, чем приступить к изложению нашего опыта в рассматриваемом вопросе, уточним задачи, которые мы перед собой ставили. Первая задача – разучить  (т.е. разобрать с максимальным пониманием дела, проаккомпанировать) как можно больше музыки, возможно более разнообразной по жанровым и стилевым особенностям. Вторая задача (более трудная) – научить ученика слышать аккордовые функции и, прежде всего, - мелодическую линию баса. Успешное решение этой задачи, означающее достижение нового качественного состояния слуха учеников, невозможно без освоения довольно значительного по объему  (количеству) репертуара. Но, хотя обе задачи взаимосвязаны, решение второй не определяется большим репертуаром автоматически.  Ведь ученик,  механически заучив ту или иную комбинацию черных и белых клавиш, часто извлекает из инструмента вполне приемлемые  звукосочетания, на самом деле, ничего не слыша и не понимая в исполняемой музыке, поэтому важным дополнительным условием является постоянный контроль качества слухового восприятия музыкальной ткани. Фундаментом работы над аккомпанированием является, как мы убедились, глубокое, всестороннее усвоение акустических свойств аккордов и, прежде всего – трезвучий и их обращений. Перечислим комплекс тех знаний и навыков, которые необходимы для построения, анализа, слухового определения этих аккордовых созвучий. Прежде всего, необходимо уточнение (если не пересмотр) самого понятия «трезвучие». Ученик прочно запоминает упрощенное правило первых лет учебы: «Трезвучие – это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям». Поэтому даже  старшеклассники не могут дать названия следующим аккордам, которые часто встречаются в исполняемых в классе по специальности произведениях:   

    В аккорде (а) три звука, но они не расположены по терциям. В аккорде (б) 4 звука – трезвучие ли это? В аккорде (в) 5 звуков. В аккорде (г) вообще нет терций – какое же это может быть трезвучие? И т.д. Поэтому в отношении трезвучий желательно ввести два понятия. Одно – это «трезвучие в теоретическом виде» типа до-ми-соль. Звуки такого трезвучия имеют не только  четкие интервальные связи, но  и, что самое главное, определенную звуковую окраску. Нижний звук – основной тон, наиболее устойчиво звучащий. Верхний, - на квинту выше – квинтовый. Не нужно жалеть слов, чтобы описать детям его окраску. «Звучит задумчиво, широко, просторно». Можно при пении квинтового тона для лучшего запоминания образа тыльной стороной кисти поднятой руки провести по воздуху горизонтальную линию. У видного немецкого ученого А.Б.Маркса, работавшего во времена господства метафизики, есть замечательное мнение о характере звучания квинтового тона: «КВИНТА ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРВАЛОМ, СТРЕМЯЩИМСЯ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ДАЛЬ» (И.Рыжкин, Л.Мазель. «Очерки по истории теоретического  музыкознания». М.1934). Петр Ильич Чайковский жил в более позднюю эпоху, и навряд ли ему приходилось изучать музыкально-теоретические труды немецкого метафизика, но в его музыке есть выдающееся свидетельство полного согласия с той оценкой выразительности квинтового тона, которую описал А.Б.Маркс. Какая самая поэтичная, самая романтичная, самая меланхоличная пьеса во «Временах года»? Наверное, вы согласитесь со мной, что это – «Осенняя песнь, Октябрь». В музыке много разных «Времен года», разные композиторы вкладывали свое мастерство, чтобы создать музыкальные картины и образы, адекватные состоянию природы в разные временные периоды. Но «Октябрь» П.И.Чайковского я считаю не имеющим аналогий. Крупная трехчастная композиция, сложная форма, богатый комплекс аккордовых средств, ярчайшая кульминация. Но чем заканчивается все это богатство? П.Чайковский убирает все многозвучие, и в мелодии после троекратного повторения щемящего душу полутона си-бемоль – ля  оставляет на фермате и пианопианиссимо  один звук ля – квинтовый тон ре-минора… Вот она – «неопределенная, мечтательная осенняя  даль». Средний звук трезвучия (на терцию выше нижнего) – терцовый тон. Его можно охарактеризовать как наиболее динамичный, стремящийся к движению и эмоциональный. Это звук, от которого зависит ладовая окраска не только трезвучия, но и того или иного фрагмента произведения. Широко известная вокальная сценка Д. Б. Кабалевского «Мельник, мальчик и осел» основана на сопоставлении звучания терцового тона в мажоре и в миноре. Так же как и хрестоматийная фортепианная пьеса «Клоуны». Очень важный этап в работе – научить детей различать окраску основного, терцового и квинтового тонов в аккордах, изложенных в любой фактуре, в разных вариантах расположения. Можно просто давать в мелодии один звук и показывать детям, как меняется его окраска в зависимости от разных других звуков, которые с ним составляют аккорд. Все возможные варианты можно объединить одним понятием «ТРЕЗВУЧИЕ  В ЖИВОЙ МУЗЫКЕ». Это может быть аккорд из трех (пример а), четырех (пример б), пяти (пример в) и более звуков, которые путем октавных переносов могут быть сведены к трем, расположенным по терциям. На доске и в тетради записываются примеры трезвучия с удвоенным, утроенным, а, может быть, пропущенным тоном. Очень важно в произведениях по специальности найти примеры разного регистрового и фактурного расположения трезвучий. Необходимо добиться того, чтобы ученики поняли реально существующую разницу между этими двумя понятиями. Попросите детей найти в самых «ходовых» пьесах фортепианного репертуара (например,  Этюдах К.Черни) окончание пьесы трезвучием типа до-ми-соль. Им это не удастся. Нужно обратить внимание  группы на «несовершенство» звучания аккорда в таком виде и его недостаточную пригодность для завершения пьес. Природа многоголосной музыки так акустически устроена, что самым «слышимым» звуком является верхний звук, мелодия. А раз в теоретическом трезвучии вверху – «задумчивый» квинтовый тон, то и все трезвучие звучит неустойчиво. Это трезвучие звучит недостаточно полно, звуки тесно прижаты друг к другу. Поэтому для полноты звучания отдельные звуки «теоретического трезвучия» удваиваются, или, даже, утраиваются. Здесь можно рассказать про оркестр (у нас на уроках симфоническая партитура Первого концерта П.Чайковского для фортепиано с оркестром – постоянно используемое пособие). В оркестре есть и флейты, и контрабасы. Можно показать заключительный такт партитуры, в котором записаны композитором до двадцати звуков, исполняемых разными инструментами. Но все они составляют «оркестровое трезвучие». Изложение трезвучия на фортепиано также имеет свои особенности. Чтобы оно звучало наиболее устойчиво, желательным в мелодии является не квинтовый, а основной тон. Для полноты звучания бас берется левой рукой в малой или большой октаве. Но это еще не все. Надо ввести важное понятие аккордового баса. Несмотря на то, что с точки зрения слухового восприятия верхний звук – самый слышимый, наиболее яркий, но все-таки главным звуком в любом аккорде, от которого зависит и его звучание, и его название, и его обозначение, является нижний звук, или БАС. Так же как дом начинают строить не с крыши, а с фундамента, все аккорды в музыке строятся, читаются, обозначаются цифрами интервалов, начиная от нижнего звука, от баса.

     

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения