Учим детей подбору аккордов к мелодии а аккомпанированию - от Автора

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения
  • Учим детей подбору аккордов к мелодии и аккомпанированию

    От автора


    (начальный этап)

    Методическое пособие

    для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств

     

    Мадянов Владимир Александрович. Март 1974 года – сентябрь 2012 года.

    400057,  Россия, г. Волгоград, ул. Первой Пятилетки, д. 7, школа искусств №1. тел. +7 -919-547-17-42

                                                E- mail:  v.madyanov@mail.ru

     

    Термин «аккомпанирование» введен условно для обозначения инструментального сопровождения без нот при, преимущественно, собственном пении исполнителя - в отличие от программного понятия «аккомпанемент», представляющего собой разучиваемую по нотам часть музыкального ансамбля (В.М.)

    ОТ АВТОРА

    Чтобы многочисленные пользователи Интернета сберегли драгоценное временя, сразу скажу, что эта методическая работа адресована людям очень узкой специализации, работникам редкой профессии. Вообще преподаватели музыкальных школ, -  это уже очень небольшая часть трудовых резервов страны, родившаяся в период советской истории России и, в большинстве своем, сохранившаяся до нашего времени, когда от советской России мало что осталось. В музыкальных школах, а также в трансформированных из них школах искусств  на музыкальных отделениях детей учат игре на различных инструментах. Доминирующим до недавнего времени инструментом было фортепиано, но сейчас происходит быстрый перекос в сторону синтезатора и гитары. Увы, кроме практических занятий, связанных с овладением каким-нибудь инструментом, в программе обучения предусмотрены так называемые музыкально-теоретические предметы, которые  ведут преподаватели с лейблом «теоретики». В их ведении сольфеджио (предмет якобы развивающий музыкальный слух), и совсем уже несчастный предмет, о котором родители (в большинстве своем) совершенно не имеют представления,  отдавая ребенка учиться музыке, - музыкальная литература. Автор этих строк проработал школьным «теоретиком» больше 45 лет и до сих пор вовсе не тяготится своей работой. Первые его выпускники сейчас являются  работающими с ним вместе в этой же школе пенсионерами. Начинал он свой трудовой путь в классе сольфеджио и музлитературы, уже успев поработать на  заводе, сделав крутой вираж в своей дальнейшей судьбе (подробности этой метаморфозы - в автобиографической повести «Записки рядового волгоградской культуры», которая будет опубликована  на этом сайте).

    Этот материал  публикуется в дни, когда не только вся Россия, но и весь мир отмечает 70-летие победоносного завершения  Сталинградской битвы. 70 лет назад началось восстановление города-героя. Конечно, в первую очередь нужно было создать минимальные условия для жизни людей. Нужно было восстановить или хоть как-то приспособить для работы здания школ, в которых могли бы учиться дети. Но уже через 5 лет в городе в самом центре на улице Пушкина начала свою работу первая в послевоенном городе музыкальная школа. Вскоре такие школы были  открыты  на Тракторном (№2), в поселке завода имени А.Петрова (№3), в Бекетовке (№4). Созданием этих школ началась история музыкального образования в послевоенном городе. Но особой вехой в этой истории стало открытие в 1957 году училища искусств на улице Мира, которое стало готовить преподавателей для сети музыкальных школ  в разных районах города и районных центрах области. Преподавать в училище приехали и опытные, и молодые музыканты с консерваторским образованием из разных городов страны. Училище стало центром не только профессиональной подготовки музыкантов разных специальностей,  но и базой методической работы со все возрастающим контингентом преподавателей. Содержание  настоящей  брошюры связано с опытом работы, который был накоплен в занятиях  с самой первой группой пианистов-первоклассников, начавших проходить  сольфеджио в далеком 1968 году у нового, но достаточно амбициозного школьного преподавателя, только что закончившего Волгоградское училище искусств. В марте 1972 года эти дети учились уже в пятом классе, и их учитель имел смелость (точнее сказать – нахальство) показывать свою работу с этой группой на областных педчтениях. Переполненный большой зал училища искусств, бывший тогда в Волгограде чуть ли не единственным местом концертов заезжих звезд, и на его сцене сидела группа учеников детской музыкальной школы №4 (предшественницы сегодняшней школы искусств №1 Волгограда), которая под руководством своего наставника выполняла задания по аккомпанированию, которые они осваивали на уроках сольфеджио. Из зала поступали заявки, – в какой тональности нужно сыграть тот или иной пример.)

    Время шло. Назрела необходимость в создании новых форм в организации методической работы. В 1973 году   приказом Министерства культуры во всех краевых и областных центрах при управлениях культуры были созданы методические кабинеты по учебным заведениям в сфере культуры и искусства. На августовской педагогической конференции начальник Управления культуры Н.Д. Паничкин зачитал приказ о создании такого кабинета в Волгограде. Первым директором новой структуры был назначен штатный пианист областной филармонии Михаил Сигалов. Первое, что сделал новый методкабинет, - объявил конкурс методических работ преподавателей музыкальных школ. К этому времени я уже  успел в письменной форме (в виде рукописи) изложить материал своего выступления с учениками на недавних педчтениях, и назвал его «реферативным приложением» к этому показу. В те годы я учился на заочном отделении Астраханской консерватории и мне этот реферат пригодился при сдаче экзамена по курсу методики преподавания музыкально-теоретических предметов. Каково же было мое удивление, когда я увидел свой ученический труд в виде брошюры. Позже, познакомившись с Михаилом Сигаловым,  узнал от него, что мою методическую работу он выделил из всех, присланных на конкурс. В типографии на заводе имени А.Петрова у него работали какие-то родственники или знакомые, которые в полуподпольных условиях за несколько ночей минимальным тиражом эту брошюру напечатали. (Тогда это было делом очень опасным, за которое можно было сесть в тюрьму. Слава Богу, что молодые поколения граждан России не знают, что такое в те годы было ЛИТО. Цензурный орган.  Издание какой-либо печатной продукции без его разрешения могло закончиться уголовным делом). Позже мне приходилось издавать некоторые свои материалы, но всегда это было очень не просто. Случай с брошюрой «РАБОТА НАД АККОМПАНИРОВАНИЕМ» был единственным за всю жизнь, когда ее автор и пальцем не пошевелил, чтобы она увидела свет. Недавно, перебирая свой архив, я нашел сохранившийся экземпляр моего учительского дебюта. На обложке стоит дата: 1974 год. Сколько же лет прошло? Посчитал – получилось 38. Полистал, посмотрел. Задал себе вопросы: устарело ли то, о чем написано так давно? Нашло ли практическое применение на уроках? Работает ли над  объявленной темой кто-нибудь из теоретиков - сольфеджистов в каком-нибудь городе России сейчас? Ответить на эти вопросы я не могу. Помню, что эта брошюра чуть позже посылалась на конкурс, который проводил Всероссийский методический кабинет. По его итогам были опубликованы списки присланных из периферии работ. И мне на школьный адрес пришло письмо от преподавателей музыкальной школы из города Мурома с просьбой прислать экземпляр.  Но я эту просьбу выполнить тогда не смог. А чувство сожаления об этом и, даже, своей вины, у меня до сих пор сохранилось.

    Поэтому я решил эту работу переиздать. Время, когда она составлялась, в жизни музыкальных школ было другим. Другими были дети. Спросите любого преподавателя – музыканта с опытом, какой контингент был тогда (30-40 лет назад) и какой сейчас? Знакомая пианистка со стажем  сказала мне, что гаммы у нее раньше  дети играли и в терцию, и в дециму (сейчас таких гамм в школах не услышишь). Мобильники, Интернет, многообразие и обилие развлечений, - все эти обстоятельства изменили ту рабочую атмосферу, в которой находились преподаватели музыкальных школ 70-х годов. Пианино тогда было заветной     мечтой многих семей, но не каждая семья имела возможность его приобрести. Сейчас наоборот: многие семьи мечтают избавиться от музыкального ящика,) Две ученицы из этой группы закончили Волгоградское училище искусств и вернулись преподавателями в родную школу, в которой работают до сих пор. Это Наташа Беспалова (Сейчас Наталия Павловна Антонова) и Лариса Варнаева (сейчас заместитель директора Лариса Викторовна Топчиева).

    ….особенно, если он черного цвета. Печатают объявления, что отдают его желающим бесплатно и готовы оплатить его  вывоз. Пусть эта работа останется небольшим памятником тому времени. А ее теперь уже непременно прочитают коллеги из музыкальной школы славного города Мурома.      

    Мадянов Владимир Александрович. Сентябрь 2012 года.

     

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения