Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>
  • В. Н.Семёнов в фотографиях из Архива

    ЗАБЫТОЕ ИМЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

    КОМПОЗИТОР ВИКТОР СЕМЁНОВ

    1. Вступление>>>

    2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>

    3. Музыка Вечного огня>>>

    4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>

    5. Почетный гражданин области?>>>

    6. В.Н. Семенову  -  85 ! >>>

    7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>

    8. Памяти В.Н. Семёнова >>>

    9. Последнй приют >>>

    10.Открытое письмо губернатору>>>

    11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>

    12.Послесловие>>>

    4. В. Н.СЕМЁНОВ В ФОТОГРАФИЯХ ИЗ АРХИВА

          Эти свои произведения композитор сочинял в годы, когда я осваивал музыкальные науки  в училище искусств. И уже после того, как  я закончил и училище, и консерваторию, работал в музыкальной школе, для меня В. Н. Семёнов оставался одним из самых уважаемых музыкантов в городе. Я часто приглашал его принять участие в концертах районной филармонии школьников, которые организовывал и проводил в течение многих лет. Он приезжал к нам в Бекетовку с кем-нибудь из солистов Областной филармонии и сам аккомпанировал. Моя деятельность также была связана с работой композиторской секции при Доме народного творчества, и там мне тоже доводилось общаться с Виктором Николаевичем, нередко приглашать его как консультанта.

             Почти всю жизнь, начиная с детских лет, я был фотографом-любителем. Но, к сожалению, в моем фотоархиве мало снимков композитора. Тем дороже для меня каждый кадр, запечатлевший его образ.

           Вот групповой снимок, сделанный в 1976 году у входа в Волгоградское училище искусств после окончания работы Пленума недавно созданной    Волгоградской композиторской организации, первым председателем которой был В. Н. Семёнов. На фото он – крайний слева, в нижнем ряду. На снимке много замечательных и дорогих мне людей. Крайний во втором ряду Марк Аронович Этингер – заведующий кафедрой теории музыки Астраханской консерватории, в которой я учился. Рядом с Семёновым – совсем юный астраханский композитор Саша Блинов с женой-пианисткой (в консерватории он вел у нас занятия по полифонии на последнем курсе). Из тех, чьи фамилии помню, – композиторы Александр Бузовкин, Кирилл Волков, Владислав Агафонников. В те же минуты я сделал другой снимок. В целом он еще хуже по качеству, но для меня он является лучшим воплощением человеческих качеств Виктора Николаевича: добродушие, душевная щедрость, открытое лицо. Не знаю, пропустят ли такой бракованный кадр технические редакторы при печати, но все равно рискну. Для меня В. Н. Семёнов – именно такой.

         В те «романтичные» 60-е годы в нашем училище работал молодой композитор Виталий Павлович Беренков, который во втором семестре первого курса вел в нашей группе хоровиков музыкальную литературу. Он обратил внимание на меня и начал хлопотать перед администрацией о моем переводе на теоретическое отделение. В нашем театре музыкальной комедии шли замечательные спектакли с музыкой Беренкова: балет «Снежная королева», мюзиклы «Дон Сезар де Базан», «Сердце художника». Вскоре композитор переехал в Саратов, но связь с Волгоградом не терял. В один из приездов в город в 1982 году я сделал снимок в Доме культуры «Волгогрэс», где проходил концерт очередного Пленума композиторов Поволжья. На этом снимке два дорогих для меня человека сидят рядом. На заднем плане астраханские композиторы Блинов, Гонцов, волгоградцы Баранов, Кацнельсон.

         А вот снимок из архива Дома народного творчества. Семёнов председательствует в жюри Областного конкурса патриотической музыки, посвященного 30-летию Победы. Это был тот самый конкурс, в котором главный приз получила моя песня «Бабья доля» на стихи Маргариты Агашиной, и для меня очень почетно, что такое решениепринимало жюри в главе с уважаемым Виктором Николаевичем.

          В жюри также работали поэт Александр Красильников, композиторы Лев Буров и Владимир Блок (Москва), зав. хоровым отделением училища искусств А. И. Романова.

          Но вернусь к фотографиям Семёнова из моего архива. 1989 год. Наш город отмечает 400-летие. Появился новый памятник у магазина «Современник» на проспекте Ленина, который мне нравится все больше и больше, хотя сначала вызывал споры и вопросы. Отмечали 400-летие и волгоградские композиторы. Прошли несколько концертов, посвященных дате. Один из них  – в ДК «Химик», одном из лучших в городе, целиком состоял из сочинений композиторов-любителей,  деятельностью которых при Доме народного творчества я руководил в то время. Напомню, что эта секция появилась в далеком 1950-м году, и ее создателем и руководителем был Михаил Семенович Зубач (1910-1986). Волгоградская организация Союза композиторов была создана в 1971 году и в нее вошли композиторы (А.Климов, Ю.Баранов, В.Королевский), которые начинали свою творческую деятельность в этой секции.    

          Открытие концерта было торжественным. На сцене – небывалая по количеству группа участников-исполнителей. На переднем плане военные музыканты оркестра одной из воинских частей, которым руководил Виктор Иванович Девочкин, сейчас прославленный главный дирижер всех Фестивалей на родине А. Н. Пахмутовой. Сюда, в далекий ДК «Химик», он приезжал  как композитор – автор пьес для духового оркестра и песен для вокального ансамбля. А вообще это был замечательный концерт. Мне он особенно запомнился тем, что в  нем хор ДМШ № 6 под руководством Надежды Ровнер исполнял, может быть, лучшую мою песню для детского хора – «Скажи, художник» на стихи Натальи Бромлей. Успешно выступили хоровые коллективы ветеранов Красноармейского района, исполнившие песни своих руководителей.

            А открывал концерт Виктор Николаевич Семёнов. Эта фотография публикуется впервые.

    Виктор Николаевич Семёнов. Фотография публикуется впервые

          Конечно, само присутствие на концерте Заслуженного деятеля искусств придавало ему особый настрой. Еще две фотографии с этого концерта. На одной – В. И. Девочкин со своими исполнителями, на другой – панорама зала.

          Конец 80-х – начало 90-х годов – это конец советского периода истории нашей страны. Начавшаяся «перестройка» сломала творческие судьбы многих деятелей искусства. По своей художнической сути  Виктор Николаевич являлся сугубо советским композитором. В начавшиеся «лихие» 90-е творческая востребованность композитора снижается. В театре музыкальной комедии, переименованном в музыкальный театр, началась чехарда с приглашаемыми из Москвы режиссерами-псевдоноваторами, и спектакли с музыкой Семёнова  перестали  идти. Новых заказов не поступало.

           Но отмечу  как большое событие в жизни Волгоградской композиторской организации выпуск в 1994 году Комитетом по печати проспекта «Вечный огонь», в который вошли произведения композиторов-волгоградцев вместе с информацией о них самих. Заглавие проспекту дал тот самый Вечный огонь на площади Павших борцов, для которого Виктор Николаевич написал знаменитую музыку. Составитель проспекта музыковед Наталья Бурова, музыкальный редактор и нотограф Юрий Баранов, художник- оформитель Владислав Коваль. Книга отпечатана в «Первой образцовой типографии» Москвы с высоким качеством. За прошедшие 20 лет ничего подобного этой книге в Волгограде не вышло. Приведу здесь фотографию из книги, На ней волгоградские композиторы Ю.Баранов, Л.Буров, А.Климов. За роялем В.Н.Семёнов.

          Вот титульная страница этого издания.

          Составителем были включены в издание бесценные фотографии, связанные с историей музыкальной жизни города-героя. Прежде всего, это фотография, сделанная 25 сентября 1966 года в зале училища искусств, – в день 60-летия Дмитрия Шостаковича, который посвятил его ознакомлению с творчеством волгоградских композиторов. В те годы в стране были две композиторских организации: Союз композиторов СССР, который возглавлял назначенный на этот пост Сталиным Тихон Хренников, и Союз композиторов России во главе с Д. Шостаковичем. В то время в Волгограде нередко исполнялись новые сочинения советских композиторов: «Патетическая оратория» Г. Свиридова на стихи В. Маяковского, «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича. И как председатель организации Дмитрий Дмитриевич часто ездил по городам России, а свой юбилейный день провел в Волгограде.

           Как и многие студенты и преподаватели  училища искусств, я был на этой встрече. На сцене поставили стол, накрыли его бархатом. На столе лежали партитуры оркестровых сочинений  волгоградских композиторов. За стол сели 3 человека: Д. Шостакович, рядом с ним В. Н. Семёнов, главный в городе композиторский авторитет, и 30-летний Лев Буров, который познакомился с Дмитрием Дмитриевичем во время учебы в Ленинградском музыкальном училище, где композицию вела ученица Д. Шостаковича Галина Устьвольская. Звукооператоры включали записи, и мэтр слушал их. Вот этот снимок.

    Д. Шостакович, рядом с ним В. Н. Семёнов, и 30-летний Лев Буров

          На другом снимке в этом издании В. Семёнов и Л. Буров запечатлены в другой компании – с А. Н. Пахмутовой.

     Фото В. Семёнов и Л. Буров  с А. Н. Пахмутовой

           Уже двадцать лет прошло после выхода книги, и все это годы она постоянно в работе на моих уроках в школе. В ней собраны автографы почти всех волгоградских композиторов, о которых я рассказываю своим ученикам, начиняя с автографа главного героя этой книги.  

    Виктор Николаевич Семенов

         На рубеже двух веков (на девятом десятке жизни!) начался новый творческий взлет композитора. В 2001 году состоялась премьера его концерта для скрипки с оркестром (солист - концертмейстер группы вторых скрипок Волгоградского симфонического оркестра Алексей Шапиро, дирижер В. Н. Венедиктов). Концерт исполнялся в программе Фестиваля «Большая Волга». Председательствовавший в местной организации Союза композиторов Владимир Примак вышел на сцену ЦКЗ (Центрального концертного зала) и сказал, что у него просто не хватает слов, чтобы оценить произошедшее событие. Позже я разговаривал с  Алексеем Шапиро, и он сказал, что музыканты оркестра просто соскучились по такой музыке. Концерт Семёнова, хотя он  и одночастный, можно поставить в один ряд с такими произведениями советских композиторов в этом жанре, как концерты Хачатуряна и Кабалевского.

           В следующем году неподвластный времени композитор создает Поэму «Я песнь пою величью Сталинграда» для хора, симфонического оркестра и солистов на стихи чилийского поэта Пабло Неруды. В 2003 году, когда отмечалось 60-летие Сталинградской битвы, в правительственном концерте это произведение исполняли Волгоградский симфонический оркестр под руководством Эдуарда Серова, сводный хор и солисты  Мариинской оперы. В Центральном концертном зале эту музыку СЛУШАЛ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН. Видеокамера запечатлела это событие.

    1. Вступление>>>

    2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>

    3. Музыка Вечного огня>>>

    4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>

    5. Почетный гражданин области?>>>

    6. В.Н. Семенову  -  85 ! >>>

    7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>

    8. Памяти В.Н. Семёнова >>>

    9. Последнй приют >>>

    10.Открытое письмо губернатору>>>

    11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>

    12.Послесловие>>>

    Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>