ПАМЯТИ КОМПОЗИТОРА И МУЗЫКОВЕДА Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА

Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>
  • ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ МОРДОВИИ КОМПОЗИТОРА И МУЗЫКОВЕДА Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА

          Первая страница моих воспоминаний о деятелях искусства посвящена Владимиру Михайловичу Блоку, с которым мне посчастливилось общаться больше 10 лет.  В моих планах  рассказать  и о других музыкантах, которых я знал не одно десятилетие. Но  следующую страницу я хочу посвятить корифею музыкальной культуры, с которым я виделся всего один раз в своей жизни. До этого дня наше общение было заочным. Я встречал его публикации в российских музыкальных газетах и журналах, в Информационных листках Всероссийского Дома народного творчества имени Н.К.Крупской. В те годы я сам работал  в  Волгоградском областном ДНТ (позже – ОНМЦ, ОНПЦ), где занимался с композиторской секцией, основанной еще в 50-х годах.  Это была работа,  связанная   с песенным фольклором Волгоградской области, с собиранием песенных сочинений местных авторов. И моим самым авторитетным старшим наставником  являлся мордовский композитор, музыковед, исследователь Георгий Иванович Сураев-Королев. Приведу здесь биографические сведения о нем.

    Композитор и музыковед  Г.И.СУРАЕВ-КОРОЛЕВ

          Родился Георгий Иванович 19 апреля 1922 года в одном из песенных уголков Мордовии  селе Кулдым Старошайговского района.  По национальности мордвин (мокша).  Двойную фамилию ему дали из-за прадеда, который имел семейство в …40 душ и получил уважительное прозвище «король».

           С раннего детства полюбил мордовские песни, услышанные от матери. Пел в школьном хоре, играл в оркестре народных инструментов. Любовь к музыке привела его в стены Саранского музыкального училища, где юный музыкант учился в 1938-1941 годах по классу скрипки. В числе его преподавателей был и композитор Л.П.Кирюков.

          Началась война и, хотя талантливый  музыкант  имел бронь, он добровольцем в 19 лет ушел на фронт. Боевой дух защитника Родины, осознание личной причастности ко всему, что происходит вокруг, активная гражданская   позиция   -   все   это   закалилось   и   окрепло   в  кровопролитных фронтовых буднях.  Среди военных наград  Георгия Ивановича – Орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За отвагу».

         После войны демобилизованный музыкант продолжил обучение в Томском музыкальном училище, которое закончил  по двум специальностям: скрипка и хоровое дирижирование. Педагогическую деятельность начал в  музыкальной школе г. Колпашево Томской обл. (1951—1953),

          По возвращении на родину в 1953 году, Георгий Иванович  работает художественным руководителем  Мордовской филармонии и Государственного ансамбля песни и танца  «Умарина». С 1955 года преподает в Саранском музыкальном училище.

          С 50-х же годов начинается планомерная работа по сбору и записи мордовских народных песен, которая стала особенно интенсивной в годы учебы на заочном отделении  музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Результатом этой работы  явился  сборник народных песен и наигрышей «Мордовские народные песни» (под редакцией проф. В.П.Беляева), вышедший в 1957 году в издательстве МУЗГИЗ.  Доктор искусствоведения В.М. Беляев говорил о составителе этого труда: «…Во всех своих работах автор проявляет большую настойчивость, обладая пытливым умом и обнаруживая строго направленную целеустремленность в достижении поставленных себе задач. Нет никакого сомнения в том, что в лице Г.И. Сураева-Королева Мордовия в скором времени будет иметь крупного деятеля в области изучения и развития ее национальной музыкальной культуры». 

          Все предсказания В.П.Беляева сбылись.     В   1962 году Г.И.Сураев-Королев  закончил  -теоретико-композиторский факультет, получив базовые знания композитора и музыковеда, а также дирижерско-хоровой факультет.     Музыкальная  культура мордовского народа получила одухотворённого  композитора,  глубокого  музыкального  аналитика, увлечённого  собирателя и исследователя народной музыки,  заложившего  основы мордовской музыкальной фольклористики, талантливого  педагога  – дирижёра, теоретика, создавшего  собственную стройную систему обучения сольфеджио в разработанном им курсе «Специальные технические приёмы развития музыкальных способностей (систематический курс сольфеджио в 365 уроках)»,  где впервые использована мордовская народная музыка в методических целях. Обладая незаурядным полемическим даром, он стал автором многочисленных статей, касающихся проблем национальной музыки.  Среди его учеников — Н.И. Бояркин, Заслуженные  деятели  искусств   МАССР музыковеды  А.И. Макарова и Н. М. Ситникова, композиторы  Н.В. Кошелева, Г. Г. Сураев-Королёв и другие.

            Сенсацией в музыкальной науке стал доклад  молодого ученого, сделанный в 1959 году на научной конференции музыковедов  автономных республик в Казани. На основе глубокого изучения песенного фольклора родного края он в своей работе  «Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни» вопреки сложившимся представлениям впервые в музыковедческой практике ввел и обосновал  понятие «многоголосная пентатоника». В  статье «Проблемы симфонизма  братских республиках»  великий Дмитрий Шостакович, бывший в то время председателем Союза композиторов многонациональной России, анализируя симфонические произведения композиторов Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Мордовии, отметил большое значение и приоритет этой научной работы Г.И.Сураева-Королева  в поисках путей решения  сложнейшей задачи  создания  симфонизма на базе народной пентатоники.   

            Вкладывая в работу весь жар души и молодой энтузиазм, Георгий Иванович мечтал об ансамбле, способном исполнить народную мордовскую песню без эстрадной мишуры, в ее первозданном виде, как она бытует в народе. И он создал такой ансамбль. Одним из символов лесного края Республики является береза (у мокшан - «келу»). Это дерево и дало название коллективу. Воспетое во многих песнях у разных народов, оно не осталось обиженным  и в мордовском фольклоре.  Если провести Фестиваль-конкурс  песен о березе, то одно из первых мест в нем займет мордовская «Келу» в обработке Г.И.Сураева-Королева, ставшая визитной карточкой и фольклорного коллектива, и Республики  в целом. Один из критиков так описывает свои эмоции при звучании этой песни: «… ощущаешь, как погружаешься душой в заповедную древность, как, шелестя, пролетают столетия, чувствуешь свою глубинную связь с великим древним народом, гением которого вызвана к жизни эта чудо-песня».

             Ансамбль «Келу» был создан в 1963 году. В основу репертуара ансамбля вошли  мордовские и русские народные песни, песни финно-угорских народов, а также инструментальные наигрыши, пляски и обрядовые сценки.  Руководителем и хормейстером ансамбля Георгий Иванович оставался до 1979 года, когда «Келу» получил статус профессионального коллектива.

            В 1969 году сборник «Мордовские народные песни» (под редакцией  В.П.Беляева) был переиздан. Вот обложка этого уникального издания объемом в 32 печатных листа  (340 страниц). Формат книги  265х210 см.

     

          Приведу еще страницу, на которой нотная запись песни «Келу».

          В свое время С.В. Рахманинов писал, что самое высокое качество любого искусства его искренность. Эти слова целиком могут быть отнесены к творчеству 

    Г.И. Сураева-Королёва. В каждое свое произведение им вложено оригинальное мышление, редкое мелодическое дарование, глубокое научное знание законов развития мордовского народного музыкального языка. Глубокая национальная почвенность характерна для произведений различных жанров, созданных композитором: «Фантазии» для фортепиано, Первого и  Второго («Памяти  Л.П. Кирюкова») струнных квартетов, вокально-хореографических композиций «Раман Аксясь», «Сельская улица». Ярко выраженным национальным колоритом отличаются «Торжественное шествие» - увертюра для симфонического оркестра, вокальный цикл «Песни любви» на стихи Ю. Азрапкина, инструментальные пьесы для детей, хоры.  Утверждение мира  на земле,   протест  против  войны отражены в  фантастической оратории  «Последний  суд» в   шести частях.  Высокий патриотизм, проникновенная лирика, эмоциональная выразительность – основные черты, свойственные песням Г.И. Сураева-Королёва. Среди них – «Край наш – Мордовия», «Говорит Саранск», «Рославльская Краснознамённая», «Путь отцов», «Первое свидание» и другие, пользующиеся неизменным успехом у слушателей.

             Расскажу, как автору этих строк удалось побывать в Саранске, встретиться с Георгием Ивановичем, послушать его музыку и даже стать объектом его домашнего гостеприимства.

          В год 70-летия окончания  Сталинградской битвы  у меня вышла книга «Большой концерт   в   госпитале ветеранов», посвященная волгоградским музыкантам-фронтовикам - сверстникам Георгия Ивановича   (в книге я их называю поименно), -  большинство из которых были членами композиторской секции при Доме народного творчества. Такую же секцию в Саранске Георгий Иванович возглавлял вплоть до своего вступления в Союз композиторов (1982 г.). Работой этой секции я занимался с 1984 года. Зная, что такие объединения композиторов-песенников существуют во многих республиканских и областных центрах, Волгоградское областное управление культуры решило в конце 1991 года пригласить в город-Герой на Волге представителей этих объединений из других регионов на  Фестиваль композиторов-любителей России, тем более, что Волгоградская организация отмечала 40-летний свой юбилей. Вот эмблема этого Фестиваля.

           На наше приглашение откликнулись 10 городов.  Очень активное участие в Фестивале приняла делегация композиторов из заполярного Мурманска. Они дали высокую оценку организации этого праздника, прислали в Волгоград благодарственное письмо, статьи из мурманских газет обо всех своих впечатлениях. Через три месяца организация «Композиторы Заполярья» отмечала свое 30-летие, и мне было прислано приглашение на юбилейные торжества мурманских композиторов. В эти же апрельские дни намечалось проведение 70-летнего юбилея Георгия Ивановича Сураева-Королева. На него я тоже получил приглашение  из Министерства культуры Мордовии, которое приведу здесь.   

           Композиторские торжества в Мурманске проходили 18-19 апреля.  А юбилей Георгия Ивановича в Саранске отмечался 21 апреля. Сначала из Мурманска  я долетел до Москвы. В Саранск прибыл уже в день юбилея, и на концерт попал - как у Грибоедова – « с корабля на бал».   Большое впечатление на меня произвело выступление хоровой капеллы из Чувашии.  Коллектив выступил с удивительной  самоотдачей артистов и дирижера.

           Но главным для меня на этом юбилее было услышать созданный Георгием Ивановичем коллектив, который является визитной карточкой республики, - ансамбль Мордовской Государственной филармонии «Келу».

     В недавнем телевизионном конкурсе «Голоса России» этот коллектив из Саранска занял первое место. Приведу здесь фрагмент большой афиши юбилейного концерта.

           И вот сбылась моя мечта – я услышал детище Георгия Ивановича – ансамбль «Келу».

    Желающие могут послушать песню «Келу» в  аудиозаписи.

          После концерта Георгий Иванович пригласил меня к себе домой, и я у него провел поздний вечер. Наше общение продолжилось и на следующий день. У меня был с собой составленный мной сборник произведений  волгоградских композиторов, который открывался кантатой Александра Лиховида «Величальная моему городу», и название этого произведения, которое исполнялось капеллой нашей Областной филармонии, я вынес в название сборника. Вот обложка подаренного сборника.

           С  собой в Саранск я привез грампластинку фирмы «Мелодия» с записями песен волгоградских композиторов в исполнении солистов, хоровых коллективов  и оркестров Москвы. Она  была выпущена к 400-летию Царицына – Сталинграда – Волгограда, которое отмечалось в 1989 году. Эту пластинку я тоже подарил Георгию Ивановичу и на память сделал фотографию.

               Георгий Иванович подарил мне афишу юбилейного  концерта, свои книги. Не знаю, чем я смог  заслужить особенное расположение  к себе гостеприимного хозяина дома, но за автографы, которые он оставил на подаренных мне артефактах, мне даже неудобно. На огромной афише он написал такое пространное приветствие, что оно едва  уместилось в видоискателе фотоаппарата.

           Вот эта надпись: «Моему счастью прибыло, когда из Сталинграда пришел ко мне Володя Мадянов. Он меня поздравил, и я через суровые ветры города-героя еще раз услышал эхо Победы!».

           Одна из главных работ Георгия Ивановича как ученого-фольклориста – капитальный том «Мордовские народные песни». Я смог увезти с собой только три сборника, потому что каждый весил почти по килограмму. На одном из них автор сделал надпись:

         Георгий Иванович подписал мне также один из трех подаренных Волгограду сборников песен местных композиторов под названием «С песней по жизни». В нем еще даже более цветистый его автограф.

          Я понимаю, конечно, что в этом панегирике – сплошная гипербола, преувеличение и добрый юмор. Но здесь проявляется свойство истинно интеллигентного человека - преувеличивать достоинства других людей и недооценивать собственные.

           В конце нашей встречи за щедрым столом мы сфотографировались с Георгием Ивановичем и хозяйкой дома – супругой Георгия Ивановича  Ангелиной Дмитриевной. Фотоаппарат я поставил на подоконник, и он нас запечатлел.

          Но в Саранске я еще успел побывать в музыкальном училище. Познакомился с главным мордовским  музыковедом, ученицей Г.И.Сураева-Королева  Заслуженным деятелем искусства России членом  Союза  композиторов Ниной Михайловной Ситниковой – постоянной ведущей музыкальных программ мордовского радио и телевидения, автором многочисленных публикаций  в изданиях, связанных с культурой и музыкой. На двери класса, где она работает в училище, табличка: «Здесь работает Заслуженный деятель искусств  Н. М. Ситникова». Она подарила мне два экземпляра своей книги «От песни до симфонии, или давайте слушать музыку». Это рассказ для детей о музыкальных жанрах на основе мордовской народной музыки и произведений мордовских композиторов, в том числе и Г.И.Сураева-Королева.

    В книге доступным для детей языком изложена вся история профессиональной мордовской музыки и ее фольклорных корней. Да как издана! Переплет фактически вечный.  Книга иллюстрирована акварельными рисунками Заслуженного художника России Николая Макушкина. В книге приводятся графические портреты самых известных мордовских композиторов, начиная с основателя профессиональной музыки народов мокша и эрзя Леонтия Кирюкова, чье имя сейчас носит музыкальное училище в Саранске. Среди его сочинений музыкальная драма «Литова», оперы «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня», Концерт для скрипки с оркестром. Л.П.Кирюков был любимым учителем Георгия Ивановича.

    А вот портрет самого Г.И.Сураева-Королева:

          Композитор Вдовин Гавриил Григорьевич, выпускник Горьковской консерватории (класс А.А.Нестерова), создал первые мордовские симфонии. Правда, сами жители республики Мордовия такое название не употребляют. На этой земле живут представители двух этносов, относящихся к угро-финской группе: мокша и эрзя. У них два разных языка. Друг друга они не понимают. Георгий Иванович – мокша. А Г.Вдовин – эрзя.

         В республике есть город Темников, где еще в двадцатые годы прошлого века был создан оркестр народных инструментов, которым руководил знаменитый балалаечник и композитор, создавший замечательные сочинения для этого оркестра. Это Леонид Иванович Воинов. И его нарисовал Николай Макушкин:

         В книге рассказывается еще об одном композиторе, Он написал несколько произведений, в которых не обходится без слова «Мордовская». Например, «Мордовская сюита» для оркестра, «Мордовские пляски». Этого композитора звали Михаил Душский.  А когда в книге Нины Ситниковой девочка спросила своего гида  про композитора: он мокша или эрзя, то Фагот Иванович (так звали гида) рассказал, что этот композитор родился в Киеве, учился в Московской консерватории, где познакомился с мордовским певцом Илларионом Яушевым. Народные песни, с которыми Яушев познакомил молодого композитора, поразили последнего  своей красотой. Он приехал в Мордовию и

    в нескольких экспедициях записал около двухсот народных песен и сделал их обработки для разных инструментальных составов. Ему было 28 лет, когда началась война. Как композитор он имел броню (освобождение) от призыва в армию, но ушел защищать Родину и погиб в 1942 году.  

             И в своем патриотическом порыве молодой композитор был  не один.  В лекционной работе мне все время помогает книга Александра Лифшица «Жизнь за Родину свою», в которой рассказывается о композиторах, ушедших добровольцами на фронт, и погибших под Москвой. Их фамилии приведены на обложке книги:

          Здесь более сорока имен, расположенных в алфавитном порядке. И одно из них – Душский. Война не щадила никого.

            Георгий Иванович Сураев-Королев тоже имел броню, как многообещающий талант. Но он тоже ею не воспользовался и прошел всю войну с оружием в руках. Вот замечательная фотография старшего лейтенанта Сураева-Королева.

          Вернусь к книге Нины Ситниковой. В ней рассказывается о выдающихся мордовских певцах,  оперных солистах. Это басы Илларион Яушев (его имя сейчас носит Национальный  театр в Саранске), Владимир Киушкин (вот его портрет в одной из оперных ролей):

            Но особую славу своему народу принесла солистка Саранской оперы Раиса Макаровна Беспалова (1925 – 1993). Выпускница Саратовской консерватории отвергла почетное и перспективное предложение остаться работать в Саратове, и вернулась на родину. Ее звали «мордовский соловей», «мордовская Жанна д”Арк». Она единственная из представителей творческой интеллигенции республики была награждена Орденом Знак Почета, была удостоена звания Народной артистки России, в 60-х годах избиралась в Верховный Совет СССР. Меццо-сопрано, исполнительница главных ролей в классических операх, начиная с партии Кармен, она говорила: «В мире существуют два языка, как будто бы специально созданных для вокального пения: итальянский и мордовский. В них очень много гласных звуков».

           Георгия Ивановича Сураева-Королева с певицей связывало тесное сотрудничество еще с начала 50-х годов, -  со времени их совместной работы в ансамбле «Умарина». Композитор посвятил ей музыкальную балладу «Говорит Саранск». Много лет фрагментом этой баллады начинались передачи саранского радио, на котором Раиса Беспалова часто записывала свои выступления.

            В июне 1992 года Георгий Иванович подарил певице сборник своих вокальных сочинений с надписью: «Уважаемая Раиса Макаровна!  Ваш дивный голос открывает  мою книгу…    Сердечно   кланяюсь исполнению моих сочинений Вами».

            О многом я узнал из книги Нины Михайловны Ситниковой. А печаталась она  на фабрике «Детская литература» в Ленинграде. Тираж фантастический – 50 тысяч!  Вот что такое национальная республика  в «плохое» советское время!

           К сожалению, наше общение с Георгием Ивановичем после моей поездки не продолжилось. Начались годы всеобщего развала во всех сферах, в том числе – и в культуре. Но, а когда спустя 20 лет я написал книгу своих мемуаров, в которой вспоминаю гостеприимство Георгия Ивановича и его супруги, то подумал: а не послать ли ее в Саранск? Я вспомнил, что в афише  юбилейного концерта назывался и сын композитора Геннадий. Общение с Интернетом я освоил совсем недавно. Мне и в голову не приходило набрать фамилию человека, подарившему мне свои автографы, в каком-нибудь поисковике. И вот я это сделал.

          Передо мной открылось море информации. Я узнал, что Георгий Иванович ушел из жизни в 2000 году. Видно, не смог жить в новом веке.  Композитор-фронтовик только дождался 23 февраля – Дня Советской армии, - чтобы уйти из жизни.

          Когда я приезжал на встречу с ним, и когда уезжал, мне так и не довелось ничего узнать про его детей. В юбилейной афише стояло имя сына композитора Геннадия, но, видимо, он выступал в другом концерте. А в том, где мне удалось побывать, его музыка не звучала. И вот теперь благодаря Интернету, я узнал о сыне композитора очень  многое.

          Сначала я попал на сайт музыкальной школы, которая относит Геннадия, закончившего школу в 1966 году, к числу своих почетных выпускников. Вот фото с этого сайта.

          Геннадий Георгиевич  родился в 1952 году в г. Колпашево Томской области. Когда  семья перебралась в Мордовию,  отец стал брать сына в этнографические поездки с целью записи народных мордовских песен. Так музыкальный фольклор  еще в раннем детстве вошёл в жизнь композитора. Геннадий Георгиевич получил качественное базовое музыкальное образование. Сначала это Саранская музыкальная школа №1 (фортепианное отделение), затем Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова (теоретическое отделение). Последующее образование – Казанская государственная консерватория, которую Геннадий закончил дважды – как теоретик, и как композитор (в классе профессора А.Б.Луппова).

       

    В консерваторские годы                                   А. Б. Луппов

          Во время учебы в консерватории, Геннадий Георгиевич зарекомендовал себя как прекрасный пианист, джазовый импровизатор. В качестве дипломного сочинения на окончание консерватории композитор представил Концерт для фортепиано с симфоническим оркестром до-минор, который стал первым произведением этого жанра в Мордовии. Исполнил концерт сам выпускник с оркестром Казанской консерватории. Успех был огромным. Для  слушателей   в зале было удивительным, что солист за роялем является автором замечательной музыки.

            В творческом портфеле композитора – сочинения различных жанров. Его песни очень искренние, идущие, как говорил С.В. Рахманинов, «от сердца к сердцу». Особое место занимает песня «Эх, мордовочка» на стихи Ю. Азрапкина. Ей была уготована счастливая судьба. Многие считают её народной, кто-то старается приписать себе авторство, кто-то пел в армии как строевую, у кого-то она звучит на мобильном телефоне. Без преувеличения можно сказать, что её поёт вся Россия.

     

          Геннадий Георгиевич – автор первой рок-шоу-оперы «Что же счастье?» на либретто М. Талалаевского (к сожалению, ни разу не поставленной на профессиональной сцене), музыки к спектаклю по пьесе народного писателя Мордовии В. Мишаниной «Кда орта лангса суви пине» («Когда у ворот воет собака»).

         Фортепианные сочинения занимают в творчестве композитора особое место. Это творческая лаборатория, где он искал и находил новые интонации, ритмы, а самое главное – оригинальные, необыкновенной красоты гармонические краски и созвучия, которые присущи только его творчеству, и, услышав которые сразу можно сказать: «Это Геннадий Сураев-Королёв!». Издано два сборника фортепианных сочинений композитора: «Десять прелюдий-импровизаций для фортепиано»  (Сураев-Королёв Геннадий. Десять прелюдий-импровизаций для фортепиано -

    . – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004 г. – 44 с.),  и «Забавные пьески для фортепиано»  (Сураев-Королёв Геннадий. Цикл для фортепиано «Забавные пьески» Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. – 24 с.).

          На вопрос о принципе своего творчества композитор отвечал так: «Я бы назвал его калейдоскопическим. Как в калейдоскопе, из огромного числа различных по цвету стекляшек каждый раз возникает другой узор, так и в музыке из совершенно разных интонаций и мелодий подчас  складывается что-то оригинальное. Мне, например, одно время говорили: зачем, дескать, ввожу в мордовскую музыку элементы джаза? На что я обычно отвечал: «Ну и что?» Что главное в джазе? Ритм. А уж на него накладываются разные ходы, вставки. Если взять «Кштему» (мордовская народная пляска), то в ней всё построено на ритме. А всем известную народную песню «Келу» я могу представить в стиле «соул», что, к слову, переводится, как «душа». Мне ближе всего синтез, органическое вплетение в музыку тех или иных элементов, будь то фольклор или джаз. Даже в таком, казалось бы академическом сочинении, как  Первый Концерт до-минор попробовал использовать ритмы блюза…» (из интервью).

          Счастливая судьба уготована была известному циклу «Сюита из трёх настроений» для выборного баяна. За короткое время был сделан ряд переложений и аранжировок для различных составов. Мелодическое богатство, ритмическая изобретательность, глубокое лирическое чувство привлекают музыкантов в этом цикле. Для симфонического оркестра (по признанию самого автора – его любимого инструмента), написаны «Зов» — настроение для симфонического оркестра, «Свет и тень» — симфоническая поэма, Симфония новелл.

          Композитор ушёл из жизни в возрасте 55 лет, в самый расцвет своей творческой деятельности. Из письма профессора А.Б. Луппова: «Безумно жаль, что талантливый человек так рано ушёл. Когда я вспоминаю Гену, то возникает образ лучезарного, жизнерадостного человека. У меня хранятся сборники его фортепианных пьес, изданные в Саранске. От этой замечательной музыки веет необыкновенным ароматом  мордовского национального духа».

          В наше время пишется много депрессивной, жёсткой музыки. Была такая музыка и у Геннадия Георгиевича, но она никогда не заслоняла света, добра, оптимизма в его творчестве, которые всегда побеждали. Это было характерно не только для творчества, но и для всего мировосприятия композитора.

          Г.Г. Сураев-Королёв — лауреат премии комсомола Мордовии (1988 г.), член СК СССР (1989), заслуженный деятель искусств Республики Мордовия (2006 г.), лауреат премии Главы Республики Мордовия (2007 г.). В 1992 – 1997 гг. заместитель председателя СК Мордовии. Лауреат конкурса академической импровизации (1987 г., Казань, «Джазовый перекрёсток»), Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. – 24 с.), неоднократный участник международного фестиваля «Вейсэ-Jazz» (Саранск). В 1991 году участвовал в фестивале современной музыки в Польше, являлся постоянным участни- ком  Фестивалей музыки композиторов Поволжья и Приуралья, дней культуры и искусства Мордовии.

          После смерти своего отца Геннадий Георгиевич прожил недолго. Скончался  он 19 июня 2007 г., похоронен в Саранске.

           Интернет подарил мне еще один замечательный сюрприз.  Я совсем не знал, что у Георгия Ивановича  есть  еще дочь Светлана Георгиевна. Она тоже связала свою жизнь с музыкальным исполнительством и творчеством. Закончила фортепианный факультет Ленинградской государственной  консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс профессора Н.А.Антоновой, ныне одного из ведущих преподавателей школы Истмена, Нью-Йорк). После окончания консерватории около 40 лет работает в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова. Светлана Георгиевна   – постоянный участник республиканских педагогических конференций, семинаров, посвящённых методике преподавания, член жюри различных конкурсов. Ведёт большую просветительскую работу, выступая с лекциями-концертами, тематическими вечерами, в периодической печати со статьями, очерками, рецензиями, в радио- и телепередачах музыкальной тематики.

          На многочисленных педагогических конференциях  Светлана Георгиевна пропагандирует творчество мордовских композиторов. Вместе с отцом она является редактором сборника фортепианных пьес первого мордовского профессионального композитора, любимого педагога Георгия Ивановича  Леонтия Кирюкова (1895-1965), чье имя носит Саранское музыкальное училище. Работа над сборником, который никогда не издавался, проходила по рукописным нотам, что создавало дополнительные трудности. Подготовка к изданию была завершена к 100-летию Л.Кирюкова. Но сборник под названием «Одинадцать  фортепианных миниатюр» вышел только в 2003 году – уже после смерти Георгия Ивановича. А в 2006-м году Светлана Георгиевна начала работу над сборником  собственных 4-хручных переложений танцев, пьес  и песен автора первых мордовских опер. Первым рецензентом этой рукописи был брат Геннадий, который отнесся к подготовленному материалу с восторгом.  Работа продолжалась, и в 2011 году вышел новый составленный Светланой Георгиевной сборник двухручных переложений под названием «Приглашение к Кирюкову».  Вот элегантная обложка этого сборника.

                 Отношения между сыном и дочерью   в семье  Георгия Ивановича, отношения между братом и сестрой были особенными. 2007 год, когда ушел из жизни ее любимый брат, коллега, единомышленник  был для его сестры  трагическим. Вот как сама Светлана Георгиевна об этом вспоминает:

          «Мы очень дружили с братом. Он был, да и остаётся для меня самым талантливым, самым лучшим. Сочинять музыку Гена стал очень рано и его уникальные способности проявлялись ярко. Когда ему было лет пять или шесть, мама закрывала клавиши платочком, а он играл. Моё восхищение им передалось и моей семье. Гена всегда был очень занят, но если он приходил к нам,  нашему счастью не было предела, а уж если садился за рояль – тут уж восторгам не было конца. Я заметила одну особенность: любой, даже самый разбитый рояль под Гениными пальцами звучал замечательно. Помню, когда он клал свои небольшие руки на клавиатуру,  мне казалось, что рояль замирает и ждёт, как замирает преданный пёс под рукой любимого хозяина. Гена любил рояль, и любовь эта была взаимной. Хорошо помню, как в Союзе композиторов Мордовии прослушивался его Фортепианный концерт до-минор, который он написал, вторично заканчивая консерваторию, уже как композитор. Он попросил меня саккомпанировать партию оркестра, а сам великолепно играл партию солиста. Коллеги горячо поздравляли его. 

          В моей библиотеке бережно хранятся его сборники с надписями: «Любимой сестре и другу от автора», «Коллеге от коллеги». Когда он так неожиданно и страшно ушёл,  я стала по добрым людям собирать его сочинения, чтоб ничего не пропало. Некоторые песни мне приходилось расшифровывать с аудиозаписей, и теперь они звучат с эстрады. Я стала перекладывать и обрабатывать Генину музыку для фортепианного дуэта, т.к. пианисты очень любят играть вдвоём. Рояль же  – солист, как никакой другой инструмент. И пианист – тоже индивидуалист. Но только в фортепианном дуэте преодолевается гордыня инструмента и исполнителя. Я вообще думаю, что приучать детей к музыцированию гораздо лучше не с этюдов, а с игры в четыре руки. Игра в четыре руки – это школа общения, это удовольствие для играющих,  и, что особенно важно, удовольствие для ребёнка.  Благодаря этому занятия музыкой можно превратить в радость, а не в муку. Сначала я дала ноты своим студентам – они с удовольствием стали учить пьесы, играть их в концертах. Было трудно – джазовый ритм, необычная фактура, но энтузиазм – сыграть! – был большим. Жизнерадостная, лучезарная музыка нашла своих исполнителей, стала звучать на конкурсах. Так, ученики музыкальной школы с интернатом с дуэтом «Прекрасная Алиса» заняли первое место на Российском фестивале-конкурсе «Гран-при Поволжья», мои студенты с дуэтом «Маскарад» получили 1-е место на Втором Республиканском фестивале искусств».

                И в Волгограде, и в других городах  я знаю таких же преданных своему делу  педагогов-энтузиастов.  Но не у всех из них личная жизнь сложилась так счастливо, Как у Светланы Георгиевны. При всей огромной профессиональной загрузке она вырастила и воспитала троих детей, ни один из которых не изменил той семейной традиции, которую основал Георгий Иванович. Благодаря Интернету мне удалось с ними познакомиться, не выезжая из Волгограда.

           Старшая дочь Анна с отличием окончила специальную музыкальную школу (класс фортепиано), и Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева (МГУ). В  настоящее время  работает старшим преподавателем кафедры экономики и управления в строительстве архитектурно-строительного факультета. Кроме этого Анна Владимировна выступает в качестве музыковеда и ведущей в концертах с участием Светланы Георгиевны и ее учеников. Является автором ряда статей, посвящённых памяти композиторов Сураевых-Королёвых, занимается оформительской и рекламной деятельностью (афиши, приглашения, презентации).

          Младшая дочь Алена окончила фортепианное отделение Саранского музыкального училища под руководством своей мамы. Высшее образование получила в Санкт-Петербургском Университете культуры и искусств (класс профессора Санкт-Петербургской консерватории Т.А. Зайцевой).  Одновременно с обучением в Санкт-Петербурге получала образование на факультете национальной культуры МГУ им. Огарёва по специальности «Дирижёр народного хора», где профессионально изучала народное творчество мордвы. Ее деятельность многогранна. Она работает преподавателем Самарского музыкального училища. Является редактором издаваемых сборников и первым исполнителем ряда сочинений композиторов Сураевых-Королёвых, участником концертов Фестивалей музыки композиторов Мордовии, Поволжья и Приуралья, Дней мордовской музыки. В качестве аккомпаниатора выступает с ведущими солистами Мордовии.

    АЛЕНА СУРАЕВА-КОРОЛЕВА

          Младший сын Светланы Георгиевны Сергей окончил Саранское музыкальное училище по классу саксофона, в настоящее время получает образование в Мордовском госуниверситете им. Н.А.Огарёва. В многочисленных концертах  выступает и как солист, и как ансамблист. Принимал участие в концертах фестивалей музыки композиторов Мордовии, Поволжья и Приуралья, Дней мордовской музыки. Вот его фото в национальном костюме.

          Еще  одно  свершение  Светланы Георгиевны  я считаю подвигом. Это создание Благотворительного фонда композиторов Сураевых-Королевых (сокращенно – Союз С-К). Вернусь к 2007 году. Вот как рассказывает об этом сама Светлана Георгиевна:

         «Наш Фонд возник в год трагический для нас — 2007: безвременно ушёл Геннадий Георгиевич Сураев-Королёв. Цветущий, полный жизни человек, яркий, талантливый музыкант, оптимист и жизнелюбивый лучезарный человек скоропостижно скончался в расцвете своего таланта. Невозможно было представить, что его ниша останется пуста и эту пустоту никто не сможет заполнить. Вместе со своими студентами и детьми я стала готовить программу из произведений Геннадия Георгиевича «Музыка, дарящая праздник».

            Для программы делала переложения сочинений для различных составов:  фортепианный дуэт, инструментальное трио, переложения для домры с фортепиано, саксофона с фортепиано, трубы с фортепиано и др. Музыка увлекала, студенты исполняли её с удовольствием. Песни, оригинальные произведения и переложения, аранжировки стали постоянно звучать на концертах и конкурсах, завоёвывать призы и симпатии слушателей и исполнителей. Всё больше и больше людей стали вовлекаться в орбиту музыки композиторов Сураевых-Королёвых и, можно сказать, что основная задача Фонда выполняется: музыка композиторов звучит, она живёт и радует людей своим дыханием подлинного национального искусства, трогает их сердца, наполняет их души чудом соприкосновения и сопереживания.

          Эмблема Фонда – ствол дерева, символизирующий творческое наследие композиторов, и побеги, произрастающие из него. Мы надеемся, что с каждым новым десятилетием эта крона будет становиться всё пышнее и роскошнее, вбирая в себя всё новых и новых друзей музыки композиторов. При Фонде мы создали «Клуб друзей Благотворительного Фонда «Союз СК». Здесь любой желающий может, зарегистрировавшись, оставлять свои пожелания, отзывы, заказы на издательскую продукцию, которая выпускается на собственные средства Фонда. Мы же будем рады любой помощи и поддержке.  ТАК  ПУСТЬ  ЖЕ  ЗВУЧИТ МУЗЫКА!»

                  Чтобы исполнять музыку родных композиторов, Светлана Георгиевна создала уникальный коллектив: семейное трио Сураевых-Королевых, в котором партию второго фортепиано с ней играет  дочь Алена и партию саксофона  - сын Сергей. Состав беспрецедентный, и для него было сделано много  переложений  произведений Георгия Ивановича и Геннадия.

            Я читал в Интернете материалы, посвященные многогранной деятельности Светланы Георгиевны, в которых говорилось о том, что женское, семейное счастье ее не обошло стороной. Это счастье может быть разным в представлениях разных людей. Но такой разновидности счастья, как у Светланы Георгиевны,, наверное, нет  ни у кого. Выступать на сцене, играть музыку, созданную родными людьми, и играть с собственными детьми, которых она родила, вырастила, обучила, и сейчас они со своей матерью приносят радость слушаюшим их людям! Это, наверное, особое, невероятное  счастье.

              Вот афиша одного из выступлений семейного трио.

           Вот уже на протяжении 6 лет деятельность Фонда протекает в самых разных формах. Проводятся тематические концерты, в которых слушатели знакомятся с различными жанрами творчества мордовских композиторов. К 10-летию со дня кончины Георгия Ивановича была подготовлена и проведена  лекция-концерт «Композитор Г.И.Сураев-Королев  и его роль в становлении жанра струнного квартета в мордовской музыке». Вот афиша.

          27 апреля того же  2010  года, в ознаменование 65-летия  Великой Победы, в Республиканском краеведческом музее состоялся концерт из произведений композитора-фронтовика Г.И.Сураева-Королева, в котором приняли участие преподаватели и студенты музыкального училища, а также солисты Государственного музыкального театра им. И.М.Яушева. Вела программу Анна Сураева-Королева.

         11 февраля 2011 года в   Доме культуры Старошайговского района  состоялся вечер, посвященный присвоению Старошайговской школе искусств имени Сураева-Королева. В Кулдыме – одном из старейших сел этого района родился будущий композитор.

         В большой концертной программе принимали участие солисты  ансамбля «Келу», которым много лет руководил Георгий Иванович. В 2004 году ансамблю было присвоено имя Сураева-Королева. В концерте выступил и  знаменитый  хор  села Старая Теризморга. Бывшая участница хора Н.М.Кадерова рассказала  присутствовавшим, что с композитором Г.И.Сураевым-Королевым хор трижды выступал на сцене Кремлевского Дворца съездов.

          Конечно, трио Сураевых-Королевых участвовало в концерте. Но главными исполнителями в нем на этот раз  были «именинники» - учащиеся Старошайговской школы искусств, отныне получившей имя знаменитого композитора.

          За этим событием в культурной жизни Мордовии, конечно, стояли хлопоты  Светланы Георгиевны.  

                  Особенно напряженной и насыщенной была деятельность Фонда в 2012 году, когда широко праздновалось 1000-летие единения мордовского народа с народами России и когда отмечались 90-летие Георгия Ивановича и 60-летие Геннадия Георгиевича. К этому времени трио «Сураев-Королев» стало Дипломантом Всероссийской олимпиады  искусств. Вот афиша юбилейного концерта композиторов. Неизменной ведущей программы является Анна Сураева-Королева. Я бы даже переименовал трио в квартет, потому что от Анны Владимировны очень многое зависит. В Волгограде ведущая концертов Симфонического оркестра имеет звание Заслуженной артистки России, а из музыкантов оркестра такое звание имеют немногие.

          В материалах о династии музыкантов Сураевых-Королевых я нашел Сертификат Победителя Международного конкурса «Выдающиеся личности фино-угорских и самодийских народов» в номинации «Деятели культуры». По итогам «всенародного голосования» (как сказано в Сертификате),  победителем назван Георгий Иванович. Вот этот документ.

          Ну а какой была судьба ансамбля «Келу» после ухода его создателя? Коллектив  продолжал успешно выполнять почетную миссию пропагандиста мордовской народной музыки. Зрители множества городов и сёл России  благодаря ему получили возможность познакомиться с яркой и самобытной музыкальной культурой мокши и эрзи, тепло встречали во многих странах мира: Германии и Венгрии, Финляндии и Швейцарии. Ансамбль – лауреат Государственной премии МАССР, лауреат I-го Всероссийского телерадиоконкурса «Голоса России»,  лауреат V Международного фестиваля народной песни, обладатель Золотой медали конкурса «Песни народов России», участник многих международных фестивалей народного творчества в Польше, Швейцарии, Москве, Хельсинки, Ханты-Мансийске.

          В 2006 году в составе делегации   Мордовии ансамбль выступил на  фестивале финно-угорских народов России «Дорога птиц» в Страсбурге. Мероприятие было приурочено к сессии Совета Европы, где в конце сентября прошли парламентские слушания по проблемам развития национальной культуры и образования в республиках Мордовия, Удмуртия и Марий Эл. Ансамбль произвел настоящий фурор. - Мы никогда не слышали ничего подобного! И где же живет такой певучий народ? - восклицали депутаты Европарламента, посетив выступление ансамбля «Келу».

    Как завороженные слушали европейцы многоголосый мордовский хор и долго не отпускали артистов, требуя спеть на бис еще и еще. Восхищенные слушатели говорили, что никогда не испытывали такой энергии от древней, но живой музыки.

             На протяжении нескольких месяцев  2012 года проходил Фестиваль музыки композиторов Сураевых-Королевых. Было дано более 40 концертов на разных площадках. Очень тепло встречали исполнителей в  музыкальных школах районных центров Республики.

    Этот снимок сделан после концерта в Чамзинской ДМШ.

    И в школах, и в музейных залах были подготовлены фотоэкспозиции о композиторах.

          Благотворительный фонд «Союз СК» имеет сайт в Интернете, где рассказывается о его деятельности и помещены аудио- и видеозаписи  сочинений двух мордовских композиторов. Любой желающий может их исполнение послушать или посмотреть. Но я хочу здесь продублировать записи нескольких произведений, которые мне больше всего понравились. Прежде всего, это еще одна песня из репертуара ансамбля «Келу». Называется она «Вирь чиресэ» («На опушке леса»).  Обработка Георгия Ивановича.

    Мордовская народная песня «Вирь чиресэ» («На опушке леса»)

          Помещены на сайте несколько песен Геннадия Сураева-Королева. Большинство из них – сольные песни под аккомпанемент фортепиано. Фамилия певца нигде не указана. Возможно, что поет сам Геннадий Георгиевич, тем более, что все песни на собственные слова. У меня даже возник вопрос: а почему в этих песнях  нет ни одного мордовского поэта? Но меня очень привлекла единственная песня, записанная в настоящей оркестровой аранжировке эстрадно-фольклорной группы «Вий». Я давал ее послушать знакомым музыкантам, и все были в восторге.

     

    Г.Г.Сураев-Королев, песня «Мокша ляезе, шумбрат» («Здравствуй, Мокша-реченька»).

    Исп. Эстрадно-фольклорная группа «Вий» (рук. Г.Г.Сураев-Королев).

     

          Хочу поместить еще одну песню Геннадия Георгиевича. То, что фортепианный аккомпанемент исполняет он сам, - в этом нет сомнений. Не знаю, кто поет, но мелодия песни замечательная. Несколько дней она не выходит у меня из головы. Жалко, что песня представлена в изначальном авторском варианте. Как она бы прозвучала в переложении, например, для детского хора!

     

    «Моя Мордовия», слова и музыка Геннадия Сураева-Королева.

             Над этой страницей своего сайта, посвященной Георгию Ивановичу Сураеву-Королеву и его музыкальной династии, я корпел все дни начавшегося 2014 года. Благодаря Интернету я  подружился с Мордовией, хотя меня с ней раньше ничего не связывало. Единственное, почему название народа мне было знакомо с детских лет, это то, что (не знаю – почему) в нашем дворе в послевоенном Сталинграде у меня было прозвище «мордва номер два». Так меня дразнили мальчишки. И вот, проведя в Интернете несколько дней, у меня сложилось ощущение, что    эти дни я  просто  жил в Саранске. Знакомился с его людьми, с его театрами и музеями. Я нашел много подтверждений, что Саранск – это, действительно, очень благоустроенный город, в котором даже Депардье прописался, чтобы спастись от французских налогов.  Хочу поблагодарить средства массовой информации, которые готовили материалы для Интернета, и дали мне возможность многое узнать о музыке и культуре Республики. Особенно хочу сказать спасибо газете «Известия Мордовии» и культурологу Валентине Ильиничне Желудковой за ее публикации по теме «Композиторы Мордовии».

          Чем мне хочется закончить это путешествие в Саранск?  Песней Геннадия Сураева-Королева «Город мой», которая является одним из лучших вариантов  Гимна  Саранска. Видеозапись даст читателям моего сайта полюбоваться красотами столицы замечательной земли под названием Мордовия.

    18 января 2014 года.

    СЛОВА И МУЗЫКА ГЕННАДИЯ СУРАЕВА-КОРОЛЕВА

    ГИМН САРАНСКА

     

    Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>