Я помню чудное мгновенье - Адаптированное переложение романса для игры на фортепиано В. Мадянова

Пособие - Моё покаяние Глинке / Стр.5

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6 / Страница - 7 / Реценизия Владимира Уколова/


Здесь же, в Петербурге происходит ее первая встреча с Глинкой. Воспоминания о встречах с Глинкой – бесценная часть мемуарного наследия Анны Керн. Никто из слышавших гениальные импровизации Глинки не поведал о них с такой ясностью, точностью и глубочайшей симпатией. Вот как она описывает свои впечатления от игры Глинки в доме генерала Базена, в ведомстве которого служил Глинка после окончания Благородного пансиона.   

Ира: «Мудрено описать мое удивление и восторг, когда раздались чудные звуки блистательной импровизации; я ничего подобного не слыхала, хотя и  удавалось мне бывать в концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов; такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках и совершенного отсутствия деревянных клавишей я никогда ни у кого не встречала! Мы слушали его, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи».

Андрей:  Тем временем у Анны Петровны подрастала дочь Екатерина. Известно, что в трагические дни января 1837 года она в качестве медсестры дежурила у постели умирающего Пушкина. Особенно сближается Глинка с семьей Керн в конце 30-х годов. Он влюбляется в Екатерину Керн, и это  новое чувство вызвало необычайный творческий подъем у композитора. За одно лето 1840 года он сочиняет цикл романсов «Прощание с Петербургом», музыку к трагедии «Князь Холмский», завершает оперу «Руслан и Людмила» и посвящает дочери Анны Петровны лучший свой романс.

Кристина повторяет основную тему романса.

Андрей: Но намечавшаяся женитьба не состоялась. Позже Екатерина Керн вышла замуж за Михаила Шокальского. Последующие годы были трудными и для Анны Керн, и для Глинки. Последний раз их встреча произошла в 1855 году. В воспоминаниях об этой встрече Анна Петровна писала:

Ира: «Несмотря на опасение, слишком сильно его растревожить, я не выдержала и попросила (как будто чувствовала, что больше его не увижу), чтоб он пропел романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», он это исполнил с удовольствием и привел меня в восторг!»

Кристина играет кульминацию романса («И сердце бьется с упоеньем»).

Ира: А через два года, и именно 3 февраля (в день именин моих), его не стало! Его отпевали в той же самой церкви, в которой отпевали Пушкина и я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих! День был ясный, солнечный, светлые лучи его падали прямо из алтаря на гроб Глинки, как бы желая взглянуть последний раз на бренные останки нашего незабвенного композитора».

Кристина играет постлюдию романса.

P.S.№1 В 1902 году молодой журналист и литератор         И. Гессен работал в одной из петербургских газет. Он получил задание сделать для газеты репортаж о заседании Русского Географического общества. Председателем этого общества был крупнейший ученый  - океанолог Юлий Михайлович Шокальский. Договорившись об интервью, Гессен пришел на заседание общества. Войдя в зал, он увидел у входа маленькую сухонькую старушку. Как воспитанный человек, Гессен, поклонившись, поздоровался с незнакомкой. Она протянула ему руку, которую он поцеловал. После окончания заседания журналист остался в зале, чтобы задать Шокальскому дополнительные вопросы. Заканчивая беседу, ученый сказал  начинающему репортеру: «Сегодня, молодой человек, вы поцеловали руку, к которой прикасались и Пушкин, и Глинка». Матерью Шокальского, старушкой, сидевшей у входа в зал, была Екатерина Ермолаевна Керн. Этот факт настолько потряс начинающего литератора, что всю оставшуюся жизнь он посвятил исследованию жизни Пушкина, его окружению, его эпохе, славу которой принес и Михаил Иванович Глинка. Эта литературно-музыкальная композиция была повторена в концерте Филармонии школьника 26 октября 2007 года. Составитель выражает благодарность преподавателю отделения изобразительного искусства Портнягиной Ольге Валерьевне и зав. хореографическим отделением школы искусств №1 Абросимовой Алле Константиновне за помощь в художественном оформлении композиции.

P.S.№2 для интересующихся дальнейшей судьбой Анны Керн. После смерти матери в 1832 году, лишенная всяких средств, она испытала множество огорчений. Муж требовал возвращения и отказывал в материальной поддержке. Но и в этих обстоятельствах она держалась стойко и независимо. В середине 30-х годов в нее без памяти влюбился ее троюродный брат воспитанник кадетского корпуса в Петербурге Александр Марков-Виноградский. Выпущенный в армию, он прослужил всего два года и вышел в отставку в чине подпоручика, чтобы…жениться. Его любовь к Анне Петровне была настолько сильной, что в жертву он принес все – карьеру, материальную обеспеченность, расположение родных. Через полтора года после смерти          Е. Ф. Керна в 1842 году она  вышла замуж за Маркова-Виноградского (который был намного моложе ее). При этом она отказалась от звания «превосходительства», солидной пенсии, назначенной за Керна и не побоялась неустроенности, необеспеченности, неопределенного будущего. Не каждая женщина ее круга решилась бы на такой шаг. Почти 40 лет прожили Марковы-Виноградские в любви и согласии. Вырастили сына. Их союз был скреплен обоюдной страстью к литературе, потребностью в насыщенной духовной жизни. Об этом свидетельствуют их многочисленные дневники, письма, а также замечательные воспоминания о тех великих современниках, с которыми их свела судьба,- в первую очередь  воспоминания Анны Петровны о Пушкине и Глинке. А. В. Марков-Виноградский  умер от рака в 1879 году. Жена после его смерти прожила всего лишь несколько месяцев. Существует ставший легендой рассказ о том, что по дороге гроб ее повстречался с памятником Пушкину, который ввозили в Москву. На обороте обложки этой брошюры помимо  широко известных портретов помещена фотография Маркова-Виноградского (справа внизу).

М. И. Глинка -  А. С. Пушкин

Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ

Адаптированное переложение романса для игры на фортепиано В. Мадянова

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6 / Страница - 7 / Реценизия Владимира Уколова/